Воскресенье, 2017-06-25, 16:53
Пограничники Забайкалья.

Неофициальный сайт.
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта

Анекдот.

Сретенский ДСК МЧПВ

Сретенский дивизион пограничных сторожевых катеров Забайкальского пограничного округа..


   
   ЛЕТОПИСЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ФЛОТА

   Военные моряки, а точнее речники, стоят в Сретенске больше 140 лет. Еще в 1861 году на окраине города в бухте Затон на реке Шилка была оборудована стоянка для речных судов. Наибольшее развитие Затон получил в первом десятилетии прошлого века. В 1911 году в гавани стояло около 70 различных судов. Здесь было два слесарных цеха и кузница на четыре горна, предназначенные для текущего ремонта плавсредств.

   Во время вооруженного конфликта в Китае в 1900 году и русско-японской войны Сретенск был одной из баз Амурской речной флотилии. Базирующиеся здесь вооруженные пароходы и канонерские лодки сопровождали по Шилке, Аргуни и Амуру караваны гражданских судов. В 1905 году в Сретенске и Кокуе собирали доставленные в разобранном виде по железной дороге десять речных канонерских лодок.
   Стоявший здесь в годы Второй мировой войны дивизион бронекатеров Амурской военной флотилии принимал участие в боевых действиях против Японии в августе 1945 года
   В 1969 году приказом председателя КГБ СССР в Приаргунском погранотряде была введена группа катеров штатной численностью в 50 человек. В 1973 году она была передислоцирована в Сретенск. 6 июля 1992 года приказом председателя комитета по охране государственной границы на ее базе начинается формирование отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров Забайкальского пограничного округа. Этот день считается днем рождения части.

   О сегодняшней жизни военных речников Забайкалья мы беседуем с командиром дивизиона, капитаном 2 ранга Владимиром Щербаковым. Если кто не знает, это морской аналог звания подполковник. Кавторанг Щербаков принадлежит к тому типу офицеров, кто делает головокружительную карьеру не в штабах, а непосредственно в строевых частях. Ему 32 года. Окончил Калининградское высшее военно-морское училище и Санкт-Петербургскую военно-морскую академию. Несколько лет командовал кораблем Амурской военной флотилии. В 2001 году стал начальником штаба Сретенского дивизиона. Летом прошлого года принял на себя командование частью.

   - Наш дивизион несет службу на реках Шилка, Аргунь и Амур на участке трех пограничных отрядов - Сретенского, Приаргунского и Хинганского. Протяженность речной сети в нашей зоне ответственности составляет почти 130 километров, - рассказывает Владимир Владимирович.

   Дивизион выполняет несколько задач. Первая, и самая главная, это естественно непосредственная охрана госграницы. Ее выполняют малые пограничные сторожевые катера. За 2001-2003 года непосредственно военнослужащими дивизиона было задержано 6 судов и 25 человек, изъято более полусотни стволов огнестрельного оружия. Вторая задача - это завоз различного имущества на пограничные заставы, до большинства из которых можно добраться только по воде. Для этих целей в Сретенском дивизионе имеется несколько грузовых и пассажирских судов. Подробнее о типах судов, на которых плавают военные речники, мы расскажем немного позже.

   Последние несколько лет личному составу дивизиона пограничных катеров приходится решать задачи еще и по охране биологических ресурсов на Шилке и Аргуни во взаимодействии с милицией и рыбинспекцией. В 2003 году, например, при участии военных речников у браконьеров было конфисковано 128 рыболовецких сетей общей длиной 3840 метров.
   - Люди на берегах рек живут очень бедно. Браконьерствуют мужики лишь для того, чтобы прокормить свои семьи. К ним стараемся относиться снисходительно. Другие нарушители приезжают из Читы на дорогих машинах, часто с незарегистрированным оружием, ведут себя крайне вызывающе. Задерживаем в основном вот эту публику. Материалы на нарушителей передаем в прокуратуру, - говорит Владимир Владимирович.

   
   
   КОРАБЕЛЬНЫЙ ДОМ

   Сердце дивизиона - это бухта Затон, где стоят суда речников. Сегодня в ней пустынно. 15 мая на Шилке началась навигация, и катера ушли на охрану границы. До середины октября, когда в Забайкалье придут первые морозы, они поступают в распоряжение командиров погранзастав. На базе остались лишь несколько транспортных и пассажирских судов.

   Знакомство с жизнью Затона начинается с импровизированной экскурсии по территории корабельного дома. Проводит ее для автора этих строк начальник электромеханической службы дивизиона лейтенант Александр Козлов.

   - Основным кораблем дивизиона являются малые пограничные катера проекта 1398 "Аист". Практически все они выпущены еще в советское время Батумским судостроительным заводом. Катера специально предназначены для несения патрульной службы на реках. Их длина составляет 9 метров, осадка, в зависимости от загруженности, от 40 до 60 сантиметров, водоизмещение почти пять тонн. Эти суда способны развивать скорость до 36 километров в час. Есть у нас также три катера производства Сретенского судостроительного завода, - начинает рассказ Александр Петрович.

   Штатного вооружения на малых катерах нет. Речники говорят, что в нем просто нет надобности. Открывать огонь по нарушителям государственной границы на реках абсолютно бессмысленно. При дальнейшем разбирательстве доказать факт незаконного пересечения госграницы на реке будет очень трудно. По закону он должен зафиксирован на видеопленку с обязательной привязкой к стационарному объекту на берегу. Поскольку ширина рек небольшая и нарушение линии границы носит кратковременный характер. Заснять его на видеокамеру очень сложно.

   В крайнем случае, для усмирения нарушителей можно использовать обычный автомат, говорят пограничники.

   Грузы на границу доставляются на пограничных катерах снабжения. Они менее быстроходны, чем малые катера, но способны принимать на борт до 20 тонн различных грузов. Самое большое судно в дивизионе - это катер снабжения проекта М-105. Его грузоподъемность составляет 60 тонн. Целый железнодорожный вагон. По сути дела это уже не катер, а настоящий речной теплоход.

   Для перевозки людей дивизион имеет два пассажирских теплохода "Заря". Эту сугубо гражданские суда. Они бороздят просторы практически всех водоемов бывшего Союза. За ними давно и прочно закрепилось прозвище "речной трамвайчик". Но пограничники от подобной лирики далеки. Они говорят, что "Зари" незаменимы при доставке на границу больших групп людей. Салон теплохода вмещает до 80 пассажиров.

   - От Сретенска до границы по реке Шилка более четырехсот километров. Это расстояние катера проходят в среднем за девять-десять часов. И это при нормальной навигационной обстановке, - продолжает мой провожатый.

   Плавать по рекам с каждым годом, к сожалению, становится все труднее. За последние несколько лет из-за небольшого количества осадков Шилка изрядно обмелела. Если раньше глубина реки доходила до двух метров, то сегодня едва доходит до полутора.

   К тому же, если раньше фарватеры регулярно углублялись, то сегодня это делается крайне редко.

   
   РЕЧНЫЕ ВОЛКИ

   Главное богатство дивизиона, как и в любом коллективе, это конечно, его люди. Элита части - это офицеры и мичманы, прослужившие более 10 лет. За это время они стали асами своего дела, настоящими речными волками. О таких профессионалах и пойдет рассказ.

   Старший мичман Иван Шахов служит в дивизионе 14 лет. Начинал в далеком 1990-м матросом срочной службы, потом остался на сверхсрочную. Сегодня он командует экипажем пассажирского теплохода "Заря". Он считается одним из опытнейших судоводителей части. За годы службы он объездил, а точнее обплавал, пограничные заставы, которые "обслуживает" Сретенский дивизион, не один десяток. Имеет он представление и о службе китайских пограничников-речников.

   - У них аналогичная часть стоит на Аргуни, примерно напротив Приаргунска. Суда примерно такие же, как и у нас - малые катера, буксиры, "грузовики", пассажирские суда. В основном это суда германского производства. Иногда мы их встречаем на реке. Насколько эти корабли новые, я не знаю, но разработаны они были еще в 70-х годах, - говорит Иван Николаевич.

   Михаил Терещенков в дивизионе уже не служит. Он отдал пограничным войскам почти 28 лет и в прошлом году вышел на пенсию. Но связи со своим родным коллективом не потерял. Сегодня он работает на гражданской пристани "Сретенск", которая также располагается в бухте Затон. Со своими бывшими подчиненными и коллегами он видится каждый день. Начинал Михаил Александрович службу матросом-срочником еще в 1975 году, в разгар обострения советско-китайских отношений. На себе, правда, он это не почувствовал.

   - Может где-то и были вооруженные столкновения, но я их не видел. Нарушителей границы тогда было немного. Китайских судов на реках практически не было. Лишь изредка появлялись их рыбаки на маленьких джонках, - говорит Михаил Александрович.
   
   ЭПИЛОГ

   А вообще, если не обращать внимание на внешние морские атрибуты, то территория Сретенского дивизиона ничем не отличается от обычной воинской части. Жизнь на берегу практически ничем не отличается от жизни тех же танкистов или связистов. Здесь есть все, что есть в каждой воинской части - казармы, баня, медпункт, библиотека, спортплощадка и даже собственное подсобное хозяйство. Единственное, чего не хватает дивизиону, считает Владимир Щербаков, так это памятника военным речникам.
   - На территории области нет ни одного памятника морякам-забайкальцам. Наш должен стать первым, - говорит он.
   Проект обелиска уже готов. Это будет мраморная стелла в виде речного бакена с Вечным огнем. Под него уже выделено место. Не хватает самого главного - мраморных плит для облицовки. Стоят они порядка пятидесяти тысяч рублей. У речников-пограничников таких денег нет. Попытки найти помощь во властных структурах успехом пока не увенчались. Может быть, кто-то из бизнесменов поможет осуществить благое дело?
   
Алексей БУДЬКО

КАТЕРА ПОЙДУТ В КИЛЬВАТЕР

Сретенский дивизион пограничных сторожевых катеров. Накануне профессионального праздника военных моряков редактор отдела оборонной работы “Забайкальского рабочего” встретился со старшим офицером отдела штаба Забайкальского регионального управления Пограничной службы ФСБ России капитаном 2 ранга Тагиром АГЛЯМОВЫМ и попросил его ответить на несколько вопросов.
— Тагир Аглямович, известно, что на территории Читинской области, в городе Сретенске, дислоцируется дивизион пограничных сторожевых катеров. История свидетельствует: моряки, а точнее, речники, появились на этом месте еще в девятнадцатом веке. Как проходила эволюция этого формирования?
— На протяжении вековой истории службы моряки Забайкалья вносили заметный вклад в дело защиты рубежей Родины: участвовали в русско-японской, первой мировой и Великой Отечественной войнах, что позволяет военнослужащим, проходящим службу в дивизионе, гордиться историческим прошлым своих предшественников и с честью выполнять воинский долг.
В начале 1897 года для обеспечения безопасности казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури, Аргуни и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. Она состояла из пароходов “Казак Уссурийский” и “Атаман”, парового катера “Дозорный” и двух барж. Первым командиром флотилии и капитаном парохода “Атаман” был штурман дальнего плавания Пухманов. Экипажи пароходов состояли из строевых забайкальских, амурских и уссурийских казаков и урядников, знакомых с речным делом.
В 1900 году военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке осложнилась. Начались военные столкновения русской стражи с китайцами. Эти события заставили царское правительство принять ряд срочных мер. Были переоборудованы в канонерские лодки пароходы Управления водных путей “Хилок”, “Третий”, “Газимур”, “Амазар”. На них установили по два орудия, пулеметы, навесили на борта листы железа и придали командам по 30 человек стрелков и артиллеристов. Вслед за ними были переоборудованы еще два парохода — “Селенга” и “Сунгари”. Морякам Забайкалья под огнем противника приходилось сопровождать по Амуру коммерческие пароходы.
Оценивая роль вооруженных судов в защите Государственной границы и учитывая их боевой опыт, военное министерство в 1903 году приняло решение о создании постоянной военной флотилии на Амуре и постройке для нее специальных военных судов. 2 апреля 1905 года приказом по морскому ведомству канонерские лодки “Орочанин”, “Монгол”, “Бурят”, “Вогул”, “Вотяк”, “Сибиряк”, “Корел”, “Киргиз”, “Калмык”, “Зырянин” были зачислены в состав российского флота и сведены в отдельный отряд судов, причисленный к Сибирской флотилии. В разобранном виде канонерские лодки были переправлены по железной дороге в село Кокуй, расположенное на берегу реки Шилка. Сюда же прибыли экипажи лодок, сформированные из моряков Балтийского и Черноморского флотов. Командовать отрядом был назначен командир 7-го флотского экипажа в Кронштадте капитан 1 ранга Кононов, ставший затем и первым командующим Амурской флотилией.
16 мая 1907 года канонерские лодки “Бурят”, “Орочанин” и “Монгол” совершили свой первый поход в Благовещенск. К осени канонерки собрались в Муравьевском затоне города Сретенска.
Затон был создан еще в 1861 году для зимовки судов. К этому времени там была построена мастерская с токарным станком. Наибольшее развитие Затон получил в первом десятилетии двадцатого века. В 1911 году после капитального ремонта ледозащитной дамбы в Затоне зимовало 68 разных судов. Имелись два здания для слесарных работ, кузница на 4 горна с ручными мехами. В мастерских к тому времени были строгальный станок, по два токарных и сверлильных станка.
Опыт прошедшей русско-японской войны показал, что десяти канонерских лодок было явно недостаточно для обороны громаднейшего русского побережья и особенно устья реки Шилка. С этой целью был разработан проект дизельной башенной лодки. Заказ для постройки этих судов был передан Балтийскому судостроительному заводу, а десяти посыльных судов — Путиловскому заводу. Предварительно все части башенных лодок собирались на болтах в Петербурге, а затем в разобранном виде отправлялись по железной дороге в село Кокуй для окончательной сборки. Первые же испытания башенных канонерских лодок показали, что это были самые грозные в мире речные военные суда.
Башенные канонерские лодки составляли ударную силу флотилии. Новейшие артиллерийские системы, установленные на них, позволяли вести огонь одновременно с обоих бортов, что по тому времени было новым и важным преимуществом такого корабля. В последующие годы Амурская речная флотилия продолжала расти. К началу первой мировой войны она была достаточно боеспособной.
Во время второй мировой войны в Затоне дислоцировался дивизион бронекатеров Амурской военной флотилии, который принимал активное участие в боевых действиях против Японии.
На таком месте, с богатым историческим прошлым, стоит Сретенский дивизион пограничных сторожевых катеров. Отправной точкой истории дивизиона можно считать 1969 год, когда приказом Председателя КГБ СССР в состав Приаргунского пограничного отряда была введена группа пограничных катеров со штатом 50 человек.
В 1973 году на основании распоряжения Забайкальского пограничного округа группа пограничных катеров была передислоцирована в поселок Затон города Сретенска. Так образовался дивизион пограничных сторожевых катеров, который подчинялся Сретенскому пограничному отряду.
Сретенский дивизион пограничных сторожевых катеров. 12 июня 1992 года приказом Председателя Комитета по охране Государственной границы из штата Сретенского пограничного отряда он был исключен. С 6 июля 1992 года на основании приказа Председателя Комитета по охране Государственной границы, приказа командующего войсками Забайкальского пограничного округа с постоянным местом дислокации в городе Сретенске Читинской области началось формирование отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров Забайкальского пограничного округа.
— Есть ли нерешенные проблемы у моряков Забайкалья?
— К сожалению, есть. И не одна. Корабельный состав Забайкальского регионального управления Пограничной службы ФСБ России представляет Сретенский дивизион катеров, включающий в себя пограничные малые катера, рейдовые суда обеспечения и пограничные катера снабжения. Из них выслужили установленные сроки (от 15 до 20 лет) более 50 процентов. С 1996 года нет централизованных поставок запасных частей для текущего ремонта катеров всех проектов, не производился средний ремонт пограничных катеров снабжения. Денежные средства поступают только на выполнение ремонтных работ катеров по прямым договорам.
Для успешного выполнения задач по охране Государственной границы на речных участках Забайкалья, в том числе для усиления охраны российско-монгольского участка границы по реке Селенге, российско-китайского участка в районе строительства моста через реку Аргунь в окрестностях села Абагайтуй, необходима замена морально и технически устаревших катеров. Ведь в нашей стране могут и строят современные катера, отвечающие требованиям мировых стандартов, а по многим параметрам и превосходящие зарубежные аналоги.
Еще одной проблемой является то, что в 1998 году была сокращена морская служба Забайкальского регионального управления без учёта требований Корабельного Устава ВМФ. Тем более в последнее время существенно повысились требования к боевой готовности катеров и подготовке личного состава, состоянию технических средств и обеспечению безопасности плавания катеров, контролю за применением имеющихся сил и средств в охране границы на речных участках в период навигации. А для выполнения всех требований руководящих документов и качественной подготовки личного состава необходимы подготовленные морские специалисты, которые должны быть в составе морской службы регионального управления. Нам только остается надеяться и верить в то, что в скором будущем положительно решатся проблемы многих моряков-пограничников Забайкалья и в состав Сретенского дивизиона введут современные катера типа “Терьер”, а в состав регионального управления — морскую службу.
— Каковы особенности служебно-боевой деятельности Сретенского дивизиона катеров?
— В настоящее время, несмотря на все трудности, только благодаря усердию, разумной инициативе и добросовестному выполнению своего воинского долга многих матросов, старшин, мичманов, офицеров и гражданского персонала боевая и техническая готовность катеров Сретенского дивизиона поддерживается на уровне, обеспечивающем надежную охрану Государственной границы на речных участках Забайкалья. Личный состав Сретенского дивизиона катеров выполняет задачи по охране Государственной границы на участках рек Аргунь, Верхний Амур, Шилка протяженностью более 1300 километров. В нынешних непростых социально-экономических, навигационно-гидрографических и метеорологических условиях моряки-пограничники Забайкалья достойно выполняют воинский долг, профессионально отстаивают интересы государства на ее передних рубежах.
Уже в этом году катерами Сретенского дивизиона задержано более 20 нарушителей режима Государственной границы и пограничного режима, перевезено 15000 тонн различных грузов на пограничные заставы Приаргунского и Сретенского пограничных отрядов, более 10000 человек в пограничных нарядах.
В период с 2001 по 2003 годы совместно с органами МВД Сретенского РОВД, охотрыбинспекции на катерах дивизиона проведены рейды по охране биологических ресурсов на реке Шилка, в ходе которых было изъято более 40 единиц огнестрельного незаконного оружия, 20 единиц холодного оружия, 400 штук боеприпасов, сотни метров рыболовных сетей, наложено штрафов и предъявлено исков на тысячи рублей.
В преддверии славного всенародного праздника — Дня ВМФ России — успешно выполняют свой служебный долг, проявляя при этом незаурядное усердие и трудолюбие, разумную инициативу, высокую исполнительность и дисциплинированность матросы Александр Скоробогатов, Андрей Неплюев, Андрей Мазуренко, старшие матросы Семен Серазитинов, Сергей Захаров, главный старшина Владимир Селин, главный корабельный старшина Станислав Носов, старшие мичманы Сергей Корнеев, Анатолий Марков, Галина Терещенкова, Инна Конищева, лейтенанты Александр Козлов и Андрей Федурин, капитан-лейтенант Петр Грязнов, служащий Геннадий Щетинин и ряд других.
От имени командования регионального управления и от себя лично горячо и сердечно поздравляю моряков-ветеранов, ныне служащих моряков-пограничников, гражданский персонал, связавший свою судьбу с моряками Забайкалья, членов их семей с Днем Военно-Морского Флота! Желаю крепкого здоровья, флотского духа, успехов в нелегком ратном труде, счастья, благополучия! Знаю, что 28 июля, как и положено, катера пойдут в кильватер. Всем Вам попутного ветра и семь футов под килем!
— Спасибо за интервью. С наступающим праздником!

ПВ: * Хостинг от uCoz
Календарь новостей
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Форма входа

Друзья сайта